Цыганские надгробия. Заельцовское кладбище Новосибирска.
Я только недавно узнала, что такое некрополистика. Буду теперь называть мои прогулки по кладбищам и интерес к необычным захоронениям этим красивым словом, чтобы готом не дразнили.
Прошлым летом,первый раз за много лет оказавшись на Заельцовском кладбище, обратила внимание на надгробные памятники, поражающие своей монументальностью. Все они стоят вдоль одной из двух дорог, идущих через кладбище, на разном расстоянии друг от друга, разной степени сохранности и запущенности и на каждом из них – фамилия Оглы.
Порывшись в интернете, выяснила, что фамилию Оглы носят несколько цыганских родов. Полумесяц в углу надгробия означает, что лежит здесь человек, принадлежащий к семье ассирийских цыган, исповедующих ислам. Хотя это ничуть не мешает на этом же надгробии разместить изображение плачущих ангелов, выполненное в иконописном стиле – такое фото я обнаружила в сети, сохранила, источник, увы, указать не могу:
Далее фотографии, сделанные мной на Заельцовском кладбище прошлым летом 2011 года, и летом этого года, дата на фотике сбита, фотик тоже не фонтан, но снято вполне сносно.
Он же с более близкого расстояния:
Единственное фото памятника с “цыганским богатством” -конем. На большей части надгробий более приземленно-прозаичные атрибуты достатка – автомобили, вызолоченные печатки на пальцах, цепочки и даже пачка дорогих сигарет “Парламент” на столике, уставленном фруктами , который украшает почти каждое надгробное изображение.
Двое мальчишек, 15-ти и 17 лет, молодые мужчины немного за тридцать. Дата смерти – середина 90-х -начало 2000 -х.
О причинах столь частой гибели мужчин клана Оглы можно сделать выводы из статьи в “Комсомолке” за 2002 год, на которую я наткнулась в поисках информации о цыганских похоронных обрядах:
Цыганского барона ограбили после смерти
Из гроба вытащили 100 тысяч рублей, 3500 долларов, часы «Ролекс», бриллианты и много других необходимых покойному вещей
– Это что за странные ямы? – спрашиваю провожатого, который вызвался показать мне цыганский участок Заельцовского кладбища в Новосибирске. В земле вырыты и забетонированы по краям квадратные ямы размерами примерно 3 на 2,5 метра.
– А это и есть будущие цыганские могилы. Табор заранее выкупает землю, – поясняет он.
Ни оградок, ни памятников. Своим покойникам цыгане строят подземные жилища. Гроб опускают в забетонированную комнату, после чего женщины снимают с себя все золотые украшения и бросают в яму. Таков обычай: чтобы дорогой покойник на том свете не знал нужды. Потом на могилу кладется бетонная плита, заливается бетонным раствором. Украсть замурованное золото невозможно, разве что с отбойным молотком ночью на кладбище наведаться…
Но этот обряд – для рядовых цыган. Тому же, кого называют цыганским бароном (на самом деле «баро», то есть «старший»), оказываются совсем другие почести. На тот свет их отправляют в могилах класса «люкс». В бетонные склепы опускают все, что нажито непосильным трудом, – видеомагнитофоны, телевизоры, золото, украшения, сотовые телефоны. Вдруг что понадобится.
Именно с такими почестями хоронили цыгана Михаила Оглы, безвременно павшего в уличной драке в начале июня. Но недолго ему пришлось полежать в тишине. Через несколько дней изобретательные воры нашли лазейку в бетонную сокровищницу.
Как выяснилось, один из злоумышленников (он уже задержан, оказался уроженцем Азербайджана) был на похоронах Оглы и, пока все рыдали, внимательно присматривался к склепу. Выяснил, что бетон не сплошной. Есть два участка, выложенных кирпичом. Остальное было делом техники и крепких нервов: сделать подкоп, разворотить ломами кирпичную стену склепа толщиной в два кирпича и – «Сим-сим, откройся!».
Когда был вынут последний кирпич, воры поняли, что попали прямиком… в бар. Один из двух, справа и слева от гроба, баров – в могиле Оглы. На зеркальных полках отражались бокалы и батареи бутылок (только благородное вино и дорогой коньяк). Рядом – накрытый столик. Чуть поодаль, за изголовьем, стойка с телевизором, видеомагнитофоном и музыкальным центром.
А посередине гроб. Наполовину стеклянный. Через окошки отлично просматривались часы «Ролекс» (стоимостью 7 тысяч долларов) на руке покойного, золотое кольцо с бриллиантами (по оценке родственников, 15 тысяч долларов) и толстая золотая цепь на шее.
В карманах барона тоже было чем поживиться. В последний путь Михаилу Оглы положили сто тысяч рублей, 3,5 тысячи долларов (вдруг на том свете «деревянные» не принимают) и мобильный телефон. Золото и деньги, вскрыв стеклянный гробик, воры унесли. С «мелочевкой» (аппаратурой и мобильником) решили не связываться. Хотели прихватить несколько бутылок с коньяком, но передумали. И зря. Оперативники возьмут воров по отпечаткам пальцев на бутылках…
Елена ДУДА, Ольга ТРОФИМОВА. («КП» – Новосибирск»).
ЗВОНОК В МИЛИЦИЮ
Как нам рассказали в Управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Новосибирской области, Михаил Оглы действительно был одним из крупнейших наркобаронов. Цыгане его боялись, среди своих собратьев у него была репутация беспредельщика.
– В прошлом он сидел за убийство, – говорят милиционеры. – На него заводилось уголовное дело о покушении на убийство – тогда он прострелил из ружья ногу своему родственнику. Но дело замяли. Из-за наркотиков его неоднократно задерживали, но вскоре приходилось отпускать. Как он погиб? Во время встречи с цыганами из другого клана Михаил неуважительно отозвался об их матери. Его попросили извиниться. Оглы отказался. Тогда его просто исполосовали ножами.
Источник: http://kp.ru/daily/22579/18519/
Вот и могила самого Михаила Оглы, пожалуй, самая ухоженная из всех – несмотря на немалые деньги, потраченные на памятник, о дальнейшей его сохранности цыгане явно заботятся нечасто – то отбитые ступени у мавзолеев, то заросли кустов не пойми чего у самой надгробной плиты…
А вот старшее поколение. Абсолютно непретенциозные фото, да и лица какие-то другие… Не они ли тогда, давно, еще до нарковойн, табором кочевали по стране, подковывали коней, были лудильщиками и бочкарями?
Могилы советского периода намного скромнее. Что интересно, не первый раз вижу изображение покойного на цыганском памятнике тех лет в меховой шапке. Возможно, как показатель благосостояния, опять же – вполне можно приравнять пыжиковую или норковую ушанку в те годы к паре золотых печаток или подержанной “шестерке” сегодня.
В завершение – фото статуи. Забивая в поисковик различные вариации запроса “статуя на заельцовском кладбище”, мне удалось найти единственное упоминание памятника некоему Оглы Дмитрию Бояровичу, стоящему на повороте дороги. Осколки вместо таблички, заросшие плиты. Статую скоро вполне можно будет рассматривать, как исторический памятник, а Оглы всем кланом могилу в порядок привести не могут :(.
Автор: natsen_novosib.
Источник : https://natsen-novosib.livejournal.com/1627.html